Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. В подростковом возрасте впервые осознается неотвратимость выбора профессии как отправной точки для планирования дальнейшей карьеры. В этой связи актуальным является рассмотрение профориентационной работы как необходимого элемента в профессиональном и личностном самоопределении учащихся. Исследователи проблемы профессионального самоопределения вкладывают разный смысл в это понятие. Одни рассматривают его как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации, другие - как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Смысл использования предлагаемых форм - в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной атмосферы работы со старшеклассниками, а также в моделировании отдельных элементов профессионального и личностного самоопределения.
Объект: профессиональному самоопределению личности
Предмет: коррекция психологической готовности к профессиональному самоопределению личности.
Гипотеза исследования – профессиональному самоопределению способствует создание следующих психологических условий: расширение знаний о мире профессий, самопознание (когнитивный фактор); осознание необходимости самостоятельного решения (мотивационный фактора); активизация профессиональной рефлексии и формирования навыков целеполагания и планирования (поведенческий фактор) в рамках специально организованной психолого-педагогической работы со старшеклассниками.
Цель исследования: рассмотреть коррекцию психологической готовности к профессиональному самоопределению личности.
Задачи исследования:
- рассмотреть психологическую готовность профессионального самоопределения с позиций зарубежной и отечественной психологии;
- изучить профессиональное самоопределение личности современных старшеклассников;
- определить коррекцию психологической готовности к профессиональному самоопределению личности;
- охарактеризовать эмпирическое исследование коррекции психологической готовности к профессиональному самоопределению личности.
Методы исследования: методы теоретического анализа; методы констатирующего и формирующего эксперимента; методы психологической диагностики; методы анализа и обобщения эмпирических данных с применением методов математической статистики.
Методологическая основа исследования. Принципиальные положения современной психологической науки о социальной обусловленности развития личности в деятельности, общении и профессиональной подготовке такие авторы, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.
База исследования: образовательного учреждения средней общеобразовательной школы.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа имеет практическую значимость и отличается новизной в связи с недостаточным применением в практике работы со старшеклассниками структурированных и научно-обоснованных комплексных программ, способствующих профессиональному самоопределению.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
1. Теоретические аспекты коррекции психологической готовности к профессиональному самоопределению личности
1.1 Психологическая готовность профессионального самоопределения с позиций зарубежной и отечественной психологии
Вопреки расхожему стереотипу о том, что профессия выбирается по окончании школы, профессиональное самоопределение личности является сложным и длительным процессом, который происходит на протяжении всей жизни. То, насколько этот процесс является эффективным, зависит от степени согласованности индивидуальных возможностей человека с требованиями профессиональной деятельности, которые напрямую зависят от ее содержания. Второй немаловажный аспект - сформированность у личности способности адаптироваться к динамичной социальной среде и постоянно меняющимся экономическим условиям в ходе построения своей профессиональной карьеры. Проблема профессионального самоопределения активно обсуждается в современной зарубежной и отечественной литературе, и к настоящему моменту сложились две тенденции .
С одной стороны в течение длительного времени профессиональная ориентация развивалась в контексте концепции профессионального руководства. Другая тенденция представляет собой взгляд на профессиональное самоопределение в связи с активизацией самосознания индивида и развития таких его компонентов, как профессиональная рефлексия и самосознание, субъектная активизация личности. Первая из обсуждаемых нами концепций, основанная на руководстве профессиональным самоопределением личности, опирается на сформулированные Парсонсом три ключевых принципах выбора профессии.
Чтобы правильно выбрать профессию, человек должен отчетливо знать требования и условия труда, осознавать уровень собственных возможностей и способностей, а также уметь правильно соотносить эти две группы факторов. Классические представления о профессиональном самоопределении рассматриваются в работах Д. Сьюпера.
Он рассматривает изучаемое понятие как процесс поэтапного принятия решений, через которые личность создает баланс между склонностями и интересами с одной стороны, и сложившимися в системе общественного распределения труда потребностями. В каждый период своего развития личности необходимо решить ряд задач. Эти задачи перед формирующимся человеком в каждый период его становления ставит общество. В конечном итоге профессиональное становление является процессом становления индивидуального стиля жизни, а профессиональная деятельность рассматривается как ее часть. Недостатком таких моделей является некоторая упрощенность во взгляде на личность, как субъекта трудовой деятельности в отрыве от изучения самого процесса труда. В этих подходах авторами предполагается, что свойства личности с течением времени существенно не изменяются. Одна из трактовок для понимания профессионального самоопределения, из которой мы исходили, при организации нашего исследования, является концепция Дж. Голланда .
Автор предполагает, что человек более успешен в овладении профессией, если в максимальной степени соответствует выбранной профессиональной среде. Со степенью удовлетворения связано то, которое он получает от своей трудовой деятельности. В отечественной психологии представления о профессиональном самоопределении относятся ко второму, выделенному нами подходу. Анализ проблемы жизненного самоопределения личности, разработанный в трудах Рубинштейна Л.С. и Ананьева Б.Г., оказал влияние на исследования профессионального самоопределения. Преимущество такого подхода заключается в связи изучаемого нами явления с анализом уровней социальной детерминированности. Активизация личности является важнейшей предпосылкой целостного и адаптивного профессионального самоопределения на основе учета психологических особенностей личности на каждом из этапов профессионального становления. Божович Л.И. заложила в представления о профессиональном становлении понимание необходимости изучения возрастных закономерностей формирования личности. И, наконец, в отечественном подходе принято решать проблему формирования профессионального самоопределения исходя из понимания личности как субъекта деятельности. Этот подход разрабатывается в трудах Климова Е.А., Гинзбурга М.Р. Е.А.Климов и О.Н. Носкова пишут о традиции отечественных исследователей: «полученные факты можно рассматривать как свидетельство важной роли практики в построении и развитии психологической науки, в том числе, в развитии проблемы профессионального самоопределения работника» .
В отечественном подходе предполагается культурно историческая и социально-экономическая обусловленность профессионального самоопределения. Соответственно, основой самоутверждения личности в обществе является принятие в своей жизни решения о профессиональной сфере. Это решение будет конструктивным, если оно принято в результате анализа внутренних ресурсов и через объективное соотнесение их с требованиями профессии.
Профессиональное самоопределение является значимым компонентом профессионального развития, однако с другой стороны факт самоопределения является еще и психологическим критерием благополучного прохождения личностью определенных этапов своего развития. Происходящее в условиях социально-экономических и культурно-политических изменений профессиональное становление предполагают перестройку самосознания, самооценки, типа мышления и системы
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арон, И.С. Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2012/2/2925.phtml
2. Архипова, И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум / И.А. Архипова – СПб.: Наука и техника, 2019. – 288 с.
3. Волкова, О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников / О. А. Волкова. // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 407-408.
4. Воробьева, К.А. Коррекция агрессивного и девиантного поведения младших школьников в образовательных учреждениях / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. – 2018. – № 4. – С. 45-49.
5. Гогицаева, О.У. Творчество и креативность как условие инновационного образования / О.У. Ггицаева // Инновационные технологии в системе высшего образования. - 2017. – № 4. – С. 47-49.
6. Гуревич, П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: ЮнитиДана, 2018. – 319 с.
7. Денисенко, С. Ю. Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов / С. Ю. Денисенко, П. В. Косенко. // Образование и воспитание. – 2017. – № 3.1 (13.1). – С. 18-21.
8. Долгова, В.И. Исследование агрессивного поведения старших школьников / В.И. Долгова // Концепт. – 2018. – №. 31. – С. 121–125.
9. Дробот, Е.В. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России / Е.В. Дробот, И.Н. Макаров // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 3. – С. 253-266.
10. Завражнов, В. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии / В. В. Завражнов, Г. А. Романова. // Молодой ученый. – 2016. – № 26 (130). – С. 590-592.
11. Караванова, Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 264 с.
12. Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию: учебник и практикум / В.Н. Карандашев. – М.: Юрайт, 2016. – 430 с.
13. Кашапов, М.М. Профессиональное становление педагога. Психологоакмеологические основы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 259 с.
14. Ковалева, Н. И. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников / Н. И. Ковалева, И. Н. Массарыгина. // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 1756-1758
15. Костюнина, Е. А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е. А. Костюнина, Л. Г. Агеева. // Молодой ученый. – 2015. – № 20 (100). – С. 530-533.
16. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2018. – 471 с.
17. Махлеева, Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание / Л. В. Махлеева. // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 1088-1090.
18. Немов, Р.С. Психология: учебник в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2016. – 641 с.
19. Петрова, Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях / Ю. И. Петрова. // Молодой ученый. – 2016. – № 22 (126). – С. 224-227.
20. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 619-623.
21. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/ samoopredelenie_i_professionalnaya_orientaciya_uchaschihsya/ .
22. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика, 2018. – 418 с.
23. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 2018. – 455 с.
24. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2018. – 575 с.